Динамическая шумоизоляция автомобиля
Как известно из многолетней практики и опыта автолюбителей, традиционные материалы STP приводят к значительному снижению шума в автомобиле (при соблюдении технологии и схем применения). В авангарде традиционного подхода стоят вибропоглощающие материалы (виброизоляция), ускоряющие затухание колебаний на собственных резонансных частотах, проще говоря – гасят вибрации металлических панелей кузова и пластиковых облицовок салона. Те, кто уже имеет опыт шумоизоляции, подтвердят, что одна только виброизоляция уже приводит к значительному эффекту. Вибрации создают значительный «шумовой фон», который увеличивается при движении автомобиля. Чем выше скорость, чем хуже дорога, тем сильнее вибрации, тем сильнее уровень импульсного (структурного) шума. Поэтому производители уделяют максимальное внимание усовершенствованию материалов для виброизоляции. В статье «Зарубежный опыт» - современные вибропоглотители – это композитные материалы, легкие и эффективные. Традиционные материалы STP (да и всех остальных производителей РФ) – это тяжелые листовые материалы на основе битума. Как признают сами специалисты «Стандартпласт» - существующие материалы не обеспечивают желаемого эффекта на 100%. Почему? Попробуем ответить за них:
- При таком составе материалов для обеспечения максимального эффекта необходимо будет сделать материал толщиной около 1 см, что в силу веса сделает его применение затруднительным;
- Материалы трудно применять на изогнутых поверхностях (легче клеить на плоских участках);
- Материалы нестабильны при перепадах температур (максимальная эффективность достигается при 15-25 градусах). В жару и особенно холод – «работают» намного хуже;
Поэтому новый подход "Стандартпласт" заключается в максимальном по площади покрытии поверхности виброизоляционными материалами, для придания кузову дополнительной жесткости. Увеличение жесткости реально снижает структурные шумы. Замечали, как после полной шумоизоляции возникает ощущение, что кузов стал более «сбитым» и «собранным», особенно на кочках?
В общем, схема «Динамической шумоизоляции» выглядит так:
1) Увеличение динамической жесткости кузова
То, о чем говорилось выше – увеличение жесткости, за счет покрытия виброизоляцией максимально возможной поверхности. Вот здесь новинка: в качестве вибропоглотителя применяется не листовые материалы, а упрочняющая мастика ЭДМ-У. Это двухкомпонентная эпоксидная мастика, состоящая из основы и отвердителя. Состав не раскрывается.
Мастика наносится на очищенную и подготовленную поверхность равномерным слоем, толщиной 2 мм.
После чего поверх укладывается армирующее покрытие (стеклоткань, алюминиевая фольга, базальтовое полотно и т.п.)
Максимальное значение жесткости достигается после полного высыхания (около 7 суток). На высохшую поверхность монтируется звукоизоляция.
Давайте попробуем прикинуть плюсы и минусы такого подхода:
Плюсы:
- Вес материала (на днище и багажник ~ 6 кг мастики + материал для армирования)
- Возможность обработки труднодоступных мест
- Жесткость поверхности после обработки. Вот здесь самый главный вопрос. Кто работал с эпоксидкой, тот знает, что получается очень жесткая конструкиця, да еще армированная чем-либо. Несущая часть, такая как днище однозначно станет жестче. Но насколько снизится именно структурный шум - непонятно.
Минусы:
- Невозможность в будущем удалить нанесенную мастику.
- Если традиционные материалы вполне реально удалить с помощью фена и шпателя, то оторвать стеклоткань, пропитанную эпоксидной смолой на мой взгляд просто нереально. А если кузовной ремонт? Ни одна мастерская не возьмется...
- Долгий срок полного высыхания.
- Отсутствие показателей по снижению структурного шума
Финальные выводы можно сделать только после практического применения. Могу лишь сказать, что в зарубежной практике попадался аналогичный подход, но там упрочнялись только некоторые места, где соединяются несколько элементов (н: углы багажного отделения, стойки крыши и т.п.)
2) ЗИМ. Эффективная шумоизоляция.
ЗИМ – звукоизолирующая мембрана. В основе подхода – использование «бутерброда» из мастичного виброизоляционного материала и звукоизолятора и/или звукопоглотителя на основе вспененного полиуретана. Такой подход уже был реализован ранее в материале «Вибротон». Сразу вспомнилось расхожее во времена первых опытов с шумоизоляцией мнение об эффективности таких «бутербродов». В то время не было тяжелых и эффективных виброизоляторов серии «Бимаст». Поэтому, автолюбители для максимального эффекта использовали многослойную конструкцию «вибра-шумка-вибра». В схеме "Динамическая шумоизоляция" принципиально новых материалов для звукоизоляции не предложено. В основе всё те же бимасты, акцент, битопласт. Внесены некоторые изменения в материалы для шумопоглощения, но подробной информации нет (н: есть упоминание о двустенной звукоизолирующей конструкции или «вязко-эластичном уретане» с высоким коэффициентом звуковых потерь). Как только появиться более-менее подробная информация – обязательно расскажем.
3) Виброразвязка деталей интерьера, аудиоподготовка дверей, вибродемпфирование труднодоступных зон
Все остальные этапы "Динамической шумоизоляции" уже хорошо известны и не имеют принципиальных отличий от традиционного подхода
Виброразвязка деталей интерьера – не что иное, как обработка пластиковых деталей салона легкой виброизоляцией и антискрипом.
Вибродемпфирование труднодоступных зон – обработка колесных арок снаружи.
Аудиоподготовка дверей – шумо- и виброизоляция традиционными материалами.
В завершение, приводятся результаты замеров до и после «Динамической шумоизоляции» на примере автомобиля Ford Escape:
Для более наглядного понимания "динамической шумоизоляции", предлагается к просмотру видео:
Получит ли такой подход широкое распространение в будущем? Время покажет. Удачи всем в нелегком деле шумоизоляции автомобиля!